?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

                                                                   ЭДУАРД  БРАДТМАН

Сегодня я хочу рассказать про замечательного киевского архитектора, работавшего в начале 20-го века преимущественно в стиле модерн, который он виртуозно освоил. К сожалению, и про него известно совсем немного.


Эдуард-Фердинанд Петрович Брадтман родился в 1856 году в Санкт-Петербурге. В 1878 году он окончил Петербургскую Академию художеств. Позже переехал в Киев и вскоре стал заметной фигурой в архитектурной и общественной жизни города. С 1906 года и до революции он занимает пост преподавателя Художественного училища – на протяжении всего времени его существования. Кроме этого работает экспертом Киевского кредитного общества по оценке недвижимости, и также техником Приказа общественного призрения (какие интересные должности были до революции!) С 1898 года он, вместе с Владимиром Николаевым и Александром Кривошеевым работает в должности городского архитектора.

В эти годы Эдуард Брадтман реализовал в Киеве немалое количество значимых архитектурных проектов. Совместно с другим ведущим киевским архитектором Георгием Шлейфером участвовал в застройке усадьбы Меринга: сооружал гостиницу «Континенталь», театр Соловцова, знаменитый дом Гинзбурга на Николаевской улице. Его работе принадлежит один из самых известных туристам киевских особняков – «дом плачущей вдовы» на Лютеранской улице.  

Помимо строительства общественных и частных сооружений в Киеве, Брадтман в начале 20-го века сыграл значительную роль в застройке художественно совершенными деревянными сооружениями дачной местности Пуща-Водица (к сожалению, большинство домов того времени не сохранились). Он также соорудил склеп-часовню на могиле городского главы Степана Сольского на Лукьяновском кладбище (1901-02 гг., в настоящее время - кладбищенская церковь).

В 1913 году Эдуард Петрович составил проект больницы на Павловской улице, переработанный затем инженером Михельсоном. Закладка здания состоялась 20 октября 1913 года. Эта больница существует и поныне.

Последние годы перед революцией Брадтман жил в собственном особняке по улице Малодорогожицкой, 6 (сейчас – улица Герцена).

После революции Эдуард Петрович остался в Киеве и работал районным архитектором. Кажется, последние упоминания о нем в архивах встречаются в 1920 году. Точная дата его смерти неизвестна.

Реализованные проекты Эдуарда Брадтмана:

-  Деревянный дом по улице Львовской (Артема), 22 (1886 г.);

-  Гостиница «Континенталь» по улице Николаевской (Городецкого), 3(совместно с

    Г. Шлейфером, 1897 г.);  

-  Театр «Соловцов» на Николаевской площади (пл. Ивана Франко) (совместно с

    Г. Шлейфером, 1898 г.);

-  Доходный дом Л.Б. Гинзбурга по улице Николаевской (Городецкого), 9 (совместно

    с Г. Шлейфером, 1901 г.);

-  Цирк Крутикова (единственный в Европе двухъярусный цирк, не сохранился) по улице

    Николаевской (Городецкого), 7 (1903 г.);

-  Доходный дом по улице Николаевской (Городецкого), 15;

-  Мавзолей С.М. Сольского на Лукьяновском кладбище;

-  Особняк С. Аршавского по улице Лютеранской, 23 (1907 г.);

-  Первое здание «Паласт отеля» на Бибиковском (бульваре Шевченко), 5 (1909 г.);

-  Здание ремесленного училища по улице Кирилловской (Фрунзе), 164 (1910-11 гг.);

-  Хирургический корпус больницы по улице Кирилловской (Фрунзе), 63 (1911-12 гг.);

-  Пожарная часть с каланчой в Хоревом переулке, 1 на Подоле (1911 г.);

-  Евангелистская больница по улице Полтавской (Ю. Коцюбинского), 9 (1913 г.)

-  Доходный дом по улице Фундуклеевской (Б. Хмельницкого), 10;

-  Собственный дом по улице Малодорогожицкой (Герцена), 6.

Теперь посмотрим на дома, созданные архитектором.



В конце 19-го века, в период строительного бума, огромная усадьба врача Фридриха Меринга (включавшая в себя современные улицы Городецкого, Заньковецкой, Станиславского, площадь Ивана Франко), проданная наследниками после его смерти, переживает период новой застройки. Богатые и заметные здания на ней строят в соавторстве Эдуард Брадтман и Георгий Шлейфер.

Это красивое монументальное здание в стиле «киевского ренессанса» построено ими для гостиницы «Континенталь» в 1897 году. Кстати, она была признана самой красивой среди европейских гостиниц.





Стоимость суток проживания в отеле, соперничавшем тогда с лучшими гостиницами Европы, достигала 15 рублей, что сравнимо с половиной месячного заработка простого рабочего. В "Континентале" останавливались многие знаменитости: певцы Федор Шаляпин и Леонид Собинов, артисты Вера Комиссаржевская и Всеволод Мейерхольд, поэты Константин Бальмонт и Осип Мандельштам, кинозвезда Макс Линдер, шахматист Михаил Чигорин. Даже подвал гостиницы не остался в стороне от внимания выдающихся личностей: в 1918-1919 годах в подвале отеля собирался знаменитый клуб "ХЛАМ" ( Художники, Литераторы, Артисты, Музыканты), в котором можно было встретить О. Мандельштама, А. Аверченко, К. Паустовского, М. Булгакова.

Сейчас в здании работает музыкальная Академия Украины.



На Николаевской площади, где раньше в усадьбе Меринга в пруду плавали лебеди, Эдуард Брадтман и Георгий Шлейфер строят еще одно заметное здание - ставший впоследствии знаменитым театр Соловцова.




Сейчас тут театр имени Ивана Франка.




А под номером 9 на все той же Николаевской улице Брадтман и Шлейфер в 1901 году возводят одно из самых больших зданий в Киеве того времени – доходный дом для Льва Гинзбурга.




Гинзбург владел собственной строительной фирмой, был купцом первой гильдии и слыл в Киеве «королем среди подрядчиков». (Самый знаменитый дом Гинзбурга, построенный позже, в 1912 году, был киевским «небоскребом», самым высоким домом Российской империи и находился на месте теперешней гостиницы «Украина». К сожалению, он был взорван вместе c большей частью Крещатика в сентябре 1941 года, во время немецкой оккупации).




А этот дом после своей постройки стал не только одним из крупнейших в Киеве, но и самым большим доходным домом в Европе! (правда, сейчас от него осталось только фасадное строение).



Под номером 15 по той же Николаевской улице Брадтман создает проект еще одного дома для строительной фирмы Льва Гинзбурга.



Не совсем ясен год его постройки – на фасаде видны цифры 1886 -1948. Но он не мог быть построен в 1886 году - тогда еще не была продана меринговская усадьба, да и стиль дома – явный модерн. Видимо, вместо старого особняка он построен тут примерно в те же годы застройки бывшей усадьбы – 1901-1903.




Этот особняк в стиле модерн, ставший одной из визитных карточек города, был построен в 1907 году по заказу полтавского купца 2-й гильдии Сергея Аршавского. Над правым окном с балкончиком можно увидеть вензель – сплетенные буквы СА. После окончания строительства Аршавский сдал внаем весь второй этаж особняка, чтобы рассчитаться с долгами. Сам купец с женой и четырьмя детьми жил тут же до 1913 года. В августе 1913-го Аршавский продал его известному киевскому купцу первой гильдии Тевье Апштейну.




Главная особенность этого двухэтажного здания — грустное женское лицо, вылепленное на фасаде. Когда идет дождь, по каменным щекам безутешной красавицы текут капли, и кажется, что она плачет. Именно из-за этого барельефа особняк получил название «Дом плачущей вдовы». Впрочем, кто изображен на барельефе и почему «вдова» плачет, до сих пор остается загадкой для историков города.




В 1918 году особняк был национализирован, в нем находились Федерация иностранных групп при ЦК РКП(б), Особый отдел ХІІ армии, профсоюз Юго-Западной железной дороги, а с послевоенного времени и до наших дней — правительственные структуры.




В 1908 году все тот же Лев Гинзбург, купивший ранее имение Жеваховых на Бибиковском бульваре, 5 (бульваре Шевченко), решил построить на этом месте здание грандиозного отеля. За проект берется Эдуард Брадтман, и к 1909 году дом возведен.





Через два года одесские архитекторы Минкус и Троупянский построят вторую часть огромного «Паласт Отеля». В настоящее время здания реконструированы, и тут находится престижный 5-ти звездочный отель «Премьер Палас», единственный из сохранившихся дореволюционных отелей Киева.



На Кирилловской улице (в советское время – улица Фрунзе), в самом ее конце, под номером 164, Брадтман участвует (совместно с Василием Кричевским) в постройке ремесленного училища, для которого делает разработку вот этого симпатичного фасада.




Наверное, в настоящее время это самое удаленное от центра Киева здание, являющееся памятником архитектуры начала 20-го века.


На деньги одного из богатейших киевских сахарозаводчиков и меценатов Ионы Зайцева была построена больница для малоимущих евреев. Хирургический корпус по улице Кирилловской, 63, на который дает деньги уже сын Ионы Маркус Зайцев, Брадтман возводит в 1911-12 годах.


Сейчас он, кажется, единственный, оставшийся с того времени, правда, тщательно отреставрирован.


А в тихом месте Подола, в уютном Хоревом переулке, Брадтман по заказу городских властей возводит пожарную часть с каланчей.


Каланча – одна из двух, оставшихся в Киеве с дореволюционной поры.




По улице Полтавской (сейчас эта часть улицы носит имя Ю. Коцюбинского) в 1913 году на средства, собранные немецкой общиной, Эдуард Брадтман строит Лютеранскую больницу в стиле немецкого замка. Проект был доработан мюнхенским инженером Михельсоном.




Замечательное здание, таких в Киеве больше нет. В советское время тут располагалась «больница водников», и сейчас, кажется, тоже.



Этот симпатичный доходный дом с элементами модерна по улице Фундуклеевской, 10 (Богдана Хмельницкого), в престижнейшей части города, тоже принадлежит работе Эдуарда Брадтмана.



Закатное солнце причудливо меняет его окраску. Впрочем, тут представлены фотографии двух марок фотоаппаратов :)



А этот довольно скромный особняк, стилем своим напоминающий строгий северный модерн, Брадтман строит для своей матери. В нем он, собственно, и живет до революции.


К сожалению, дом сейчас не внесен в реестр архитектурных памятников и несколько испорчен рекламами занимающих его коммерческих фирм.



Одно из самых замечательных киевских зданий в стиле модерн, построенное Брадтманом в 1903 году, увы, было в числе прочих взорвано в 1941 году во время оккупации Киева. Это знаменитый цирк Крутикова, на время постройки – единственный двухэтажный цирк в Европе. Цирк назывался «Гиппо Палас» - конный дворец, а Крутиков был одним из лучших дрессировщиков лошадей в истории – его номера не повторены до сих пор! Очень интересную статью про это рекомендую прочитать тут: http://www.oldkyiv.org.ua/data/circus.php?lang=ru, а я прощаюсь до новой прогулки.


Comments

( 5 comments — Leave a comment )
leostrog
Oct. 18th, 2012 12:59 pm (UTC)
Спасибо за замечательную "экскурсию"!
Larisa Valeeva
Nov. 12th, 2013 07:48 am (UTC)
Киев! Красивейший город. Какое величие!!!
ext_1724751
Nov. 12th, 2013 09:25 am (UTC)
Очень люблю Киев.Спасибо за интересный рассказ и прекрасные иллюстрации.
archantique
Nov. 15th, 2013 01:06 pm (UTC)
Только вот дома на Шевченко к творчеству Брадтмана не относятся, к тому же отель только с советского времени занял ещё и 5-й номер, а до этого №7 был просто доходным домом Гинзбурга, не более того.

Что касается здания на Фрунзе, то уж автором фасада должен быть именно Кричевский, так как именно в этом суть его участия, а Брадтман вероятно отвечал не за эстетический облик, а за функциональное проектирование.

далее, особняк Брадтмана является памятником архитектуры местного значения № 205. В этом районе многие особняки являются памятниками.

Улица Фрунзе так и называется. Обратно в Кирилловскую её не переименовали.

также не помешали бы старые фотографии Континенталя и театра, та как эти здания утратили аутентичный облик.
corrente_1
Nov. 17th, 2013 12:58 am (UTC)
да, №5 по Бибиковскому отелем не был, согласен. А кто его архитектор, непонятно, может быть, и Брадтман. На Кирилловской тоже, по облику явно Кричевский.. А улицы я называю принципиально так, как они назывались во времена этой архитектуры, поэтому Кирилловская.
( 5 comments — Leave a comment )