?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

                                                                   ИГНАТИЙ  ЛЕДОХОВСКИЙ

      Наряду с Владиславом Городецким Игнатия (Игнация Казимировича) Ледоховского называют «отцом киевского модерна». Тем удивительнее, что на данный момент нам о нем ничего не известно, не сохранились даже даты жизни. Возможно, в архивах еще найдутся сведения о жизни и творчестве этого талантливого архитектора, а пока я смогу рассказать только о пяти домах его постройки, сохранившихся в Киеве.  



Дома, построенные Ледоховским:                                             

- Гончара (Малая Владимирская), 33 (клиника Качковского, 1907 – 1908 гг.)

- Ветрова (Назарьевская), 19 – (доходный дом, 1907 -1911 гг.)

- Ветрова (Назарьевская), 21 – (доходный дом, 1907 – 1911 гг.)

- Большая Житомирская, 32 – (дом С. Чоколовой, 1910 – 1911 гг.)

- Костельная, 7 – (доходный дом дворянина Александра Козеровского, 1913 г.)

 Теперь попробую рассказать об этих домах немного подробнее.    


На Малой Владимирской улице (ныне Олеся Гончара), под номером 33-б, недалеко от Ярославового Вала стоит одно из самых ярких киевских зданий стиля модерн,  запоминающееся своим необычным архитектурным решением, разнообразным декором и скульптурами.


Этот особняк был построен в 1907 – 1908 годах по проекту Игнатия Ледоховского для приват доцента Университета св. Владимира, доктора медицинских наук П.Э. Качковского, который открыл в нем частную хирургическую клинику. К сожалению, через два года Качковский умер (история эта интересна и драматична, но о ней как-нибудь в другой раз), а клиника перешла его сослуживцу И.С. Маковскому, и под этим именем начала работать в 1910 году. Клиника была оснащена новейшим оборудованием и предназначалась для богатых клиентов. На фронтоне фасада появилась надпись "Хирургическая Больница доктора медицины Маковского", по обеим сторонам ее установлены скульптурные изображения полуженщин-полуптиц, которые по древней мифологии отводят беду. Кстати, в декоре фасада использовалось множество изображений змей, являющихся эмблемой медицины и до наших дней. Украшением и загадкой фасада являются расположенные в трех оконных нишах композиции из букетов тюльпанов, по краям которых стебли у цветов изогнуты, благодаря чему букеты ассоциируются с чашами, а у основания стебли обвиты опять же маленькой змейкой.

      


Оригинально выполнена художественная ковка в ограждении балкона и террасы, на углу которой установлена скульптура льва, с устрашающе открытой пастью, охраняющая арку, ведущую в небольшой внутренний дворик. В нижней части скульптуры оставил свой автограф автор "Федор Соколов 1907 год", один из талантливейших киевских скульпторов. Особенным является и художественное оформление ворот, аналогов которым нет в Киеве (идентичные ворота были сделаны ранее в Париже в 1898 году для отеля «Кастель Беранже», автором которых являлся французский архитектор Г. Гимар). По обоим сторонам главного входа установлены маскароны, с левой стороны мужской головы в шлеме, а с правой женской.

      


В начале сентября 1911 года в Киев, на церемонию открытия памятника Александру II, приехал премьер-министр России Петр Аркадьевич Столыпин. Заключительная часть церемонии, на которой находилась царская семья, проходила в здании Киевского городского театра (теперь Национальная опера Украины). Во время второго антракта Столыпин был тяжело ранен студентом Дмитрием Богровым (дом его отца, юриста Григория Богрова можно увидеть в посте об Иосифе Зекцере). Столыпина доставили в клинику Маковского, в связи с тяжелым ранением премьер-министра в Киев съехались лучшие медицинские светила, но спасти его не удалось, и через несколько дней он скончался. Спустя пару месяцев улица была переименована в Столыпинскую, а клинику киевляне стали называть "Столыпинский дом".

       


В годы Первой мировой войны в больнице Маковского находился военный госпиталь для офицерского состава. Как и многие архитектурные творения Киева, "Клиника Маковского" пострадала от пожаров во время Великой отечественной войны. Здание было восстановлено во время реконструкции в 1948 году, заменены были окна и рисунок их оформления, лепнина балкона, который поддерживают кронштейны, с расположившимися на их боках питонами, цепляющимися хвостами за водосточные трубы. В советское время здесь располагалась офтальмологическая клиника и другие медицинские учреждения. С 1998 года здание занимал штаб "Народного Руха Украины", в настоящее время в нем находится "Секретариат Народного Руха Украины".

       


Есть в Киеве маленькая улочка Назарьевская (в советское время – Ветрова, была примечательна лишь тем, что на ней располагались кассы предварительной продажи железнодорожных билетов. Эта тихая, безлюдная улица в летний сезон отпусков вдруг наполнялась людьми - очередь выходила далеко за пределы касс). Имеет она только нечетную сторону, так как с другой стороны – ограда Ботанического сада. На этой короткой улице Игнатий Ледоховский возводит сразу два дома по соседству, номера 19 и 21. Считается почему-то, что это венский модерн, хотя мне кажется, что тут как раз преобладают элементы северного модерна. Дело в том, что солнце всегда светит с другой стороны, фасады постоянно в тени, и сфотографировать их хорошо не так то и просто. Но кажется, что архитектор это учел, и дома полностью под стать настроению этой тенистой улицы, - мы как будто попадаем в уголок Питера.

    


Дом №19 – интересно декорированный фасад, и затейливые кружева балконных решеток - типичное отличие киевского модерна. Иногда кажется, что этот дом перенесен сюда с Петроградки.

   


Дом № 21 – строгий каменный стиль, мужской маскарон над парадным входом и тоже два изящных балкона по сторонам. Этот дом по духу мне больше напоминает некоторые фасады Большого проспекта Васильевского острова.



       Доходный дом по Большой Житомирской улице, 32 был построен в 1910—1911 гг. в стиле модерн по заказу владелицы участка С. Чоколовой, принадлежащей к известнейшей в Киеве семье.

       Первоначально в доме было три этажа, эркер увенчивал массивный купол с цементным волнообразным рельефом. Таким же был и парапет. В результате надстройки 4-го этажа, сделанной после 1945 г., эти элементы были утрачены. Тогда же утрачены и фигурное декоративное завершение ризалита (выступающая на всю высоту здания часть фасада), сюжетная композиция на темы античной мифологии на месте современного окна 4-го этажа, две мифологические фигуры над окном третьего этажа в эркере, а также ажурные кованые ворота въезда во двор.

      


В доме было электрическое освещение, водопровод и канализация. До 1920 г. здание было жилым, а после в нем размещались различные организации. В советское время киевляне дали дому прозвище «Невеста старого генерала», так как он был выкрашен в нежно-розовый цвет. Еще одно его название – «дом со змеями», их можно заметить уютно сплетенными в нижней части эркера.

     


К сожалению, этот дом уже многие годы находится в полуразрушенном состоянии, и есть опасение, что памятник архитектуры пропадет безвозвратно :(

      

      


В 1913 г. усадьбу по Костельной улице, 7 приобрел дворянин Александр Козеровский, по заказу которого тут был сооружен пятиэтажный дом в стиле модерн.


Необычная архитектура фасада с длинным балконом на втором этаже эффектно и гармонично дополняется декором и скульптурами работы Федора Соколова, в частности, тремя фигурами атлантов, которые, "по-братски" обнимаясь, поддерживают постамент с огромной вазой.

      


Ходит легенда, что в этом доме изначально был публичный дом, а владелец Козеровский был геем. И поэтому это отразилось, так сказать, в скульптурах. Подозреваю, это просто выдумка.



Сам же дом потрясающе красив, фасад великолепно смотрится в яркие солнечные дни, - в отличие от домов на Назарьевской улице, он расположен на солнечной стороне. Один из лучших образцов киевского модерна, не уступающий самым знаковым домам этого стиля в Европе. 



Comments

( 1 comment — Leave a comment )
archantique
Nov. 15th, 2013 01:17 pm (UTC)
Ветрова, 21 надстроен на один этаж.
№19 - верхний этаж это венский сецессион, а остальные - это североевропейский ретроспективизм.
( 1 comment — Leave a comment )